Парапсихология
и экстрасенсорика
1. Психика - это функциональный объект, то есть процесс, течение, движение.2. Психика - объект непосредственно не наблюдаемый и "не осязаемый"; о ней можно что-то узнавать лишь наблюдая ее проявления.

Мышление как родовая способность человека

24-10-2017

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Различают творческое и критическое мышление по их функциональному назначению. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности ("мозговой штурм") творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Фундаментальным различением мышления, имеющим важное значение для педагогической практики, является различие эмпирического и теоретического мышления. Эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач; различны психолого-педагогические условия их становления и формирования. Дальнейшее изложение психологических особенностей мышления - процесса решения задач, строения и т.д. - мы будем осуществлять с позиций различения эмпирического и теоретического мышления.

Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления. При рациональном познании предметного и социального мира возникает понимание его связей и отношений. При этом в зависимости от целей, средств, структуры познавательной деятельности субъекта понимание может относиться к двум разным, хотя и тесно связанным, переходящим друг в друга сторонам предметной действительности и ее воспроизводства в мышлении.

Так, в рациональном виде может выражаться внешняя сторона действительности, ее наличное бытие. Эта сторона выступает как предмет эмпирического мышления. Но в процессе акта понимания может быть воспроизведено опосредованное, внутреннее, сущностное бытие действительности, которое является предметом теоретического мышления.

Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.

Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешние сходные черты познаваемых объектов, т.е. это знание формально общего.


Другие статьи по теме:
 Цели образования и воспитания
 Память человека.
 Конституционные типологии в психологии
  Зарождение психологии как науки
 Побудительные и притягательные детерминанты поведения

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Обоготворение знаменитостей давно успело стать неотъемлемой частью нашей культуры.
До настоящего времени среди ученых не прекращаются многочисленные диспуты относительно природы шаровой молнии.
Основные бои уже отгремели! Так констатируют нынешнюю экономическую ситуацию в стране наши астрологи.